Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Постановление Правительства Российской Федерации
от 27.09.2025 № 1478 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875».
Правительство РФ расширило запрет на закупку аудиторских
и консультационных услуг.
Ранее ППРФ № 1875 был установлен запрет на приобретение таких услуг у иностранных лиц. Теперь действие запрета распространяется и на закупки аудиторских и консультационных услуг у российских лиц, находящихся под иностранным контролем или влиянием.
Введенный запрет применяется при госзакупках и закупках отдельными видами юридических лиц в отношении российских компаний, имеющих иностранных лиц в составе участников (учредителей) либо в числе лиц, владеющих более чем 10 % акций или долей в уставном (складочном) капитале соответствующей российской компании.
С 10.10.2025 у таких организаций нельзя закупать аудиторские услуги, услуги по финансовым консультациям, услуги в области бухгалтерского учета, услуги в области налогового консультирования и некоторые другие услуги.
Решение не распространяется на компании из государств-членов ЕАЭС.
Где читаем? ППРФ от 27.09.2025 № 1478
1.Правительство запускает пилотный проект по созданию каталога конкретных товаров для закупок у единственного поставщика по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
1. С 01.10.2025 по 31.03.2026 на территории РФ эксперимент по ведению единого каталога конкретных товаров (осуществляется на базе портала народных художественных промыслов).
Каталог содержит 13 позиций ОКПД2 (бумага, канцтовары, фотоэмульсии, ноутбуки, планшеты, компьютеры, мониторы, проекторы, принтеры, телефоны, мебель офисная, вода питьевая и пр.).
Цель эксперимента: реализация концепции совершенствования закупок малого объема до 2027 года (РПРФ от 26.06.2024 № 1636-р), подготовка согласованной модели формирования/ведения/использования каталога, отработка технологий ведения каталога.
2. Обновлен план мероприятий («дорожная карта») по созданию
и ведению единого каталога конкретных товаров (с сентября 2025
по декабрь 2026):
Пункты 7-11 дорожной карты при условии удачного эксперимента.
3. Уточнены правила предоставления и распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ.
Где читаем?
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.09.2025 № 2710-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2025 № 2685-р
3. Приказ Минстроя России от 10.06.2025 № 349/пр «О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 5 июня 2019 г. № 326/пр».
Приказом внесены следующие изменения в Методику:
уточнен порядок разработки ресурсно-технологической модели;
изменены отдельные положения порядка расчета индексов по видам объектов;
скорректирован порядок расчета индексов к отдельным строительным ресурсам и индексов к группам однородных строительных ресурсов.
Приказ вступает в силу 10.10.2025.
Где читаем? Приказ от 10.06.2025 № 349/пр
4. Изменен перечень банков, удовлетворяющих требованиям
Закона № 44‑ФЗ.
23.09.2025 Минфином России обновлен перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств
по закупкам.
В указанный перечень добавлен банк ООО «Вайлдберриз Банк».
На сегодняшний день в актуальном списке 209 кредитных организаций.
Где читаем?
5. Письмо ФАС России направил позицию по вопросу закупки услуг лизинга.
ФАС отметил, что договор лизинга по своей сути отличается от договора поставки: если поставка предполагает наличие продавца и покупателя и переход товара в собственность, то при лизинге арендодатель приобретает имущество у выбранного продавца и передает его арендатору за плату во временное владение и пользование.
Поэтому в извещении о закупке услуг лизинга нет необходимости выделять имущество в качестве отдельной позиции.
Вместе с тем описание объекта закупки должно содержать конкретные сведения о передаваемом в лизинг имуществе, его характеристики, соответствующие требованиям правил ведения каталога товаров, работ и услуг. Договор лизинга может предусматривать переход предмета лизинга
в собственность арендатора после окончания договора или ранее — на условиях соглашения сторон, а порядок расчетов и платежей, включая выкупную стоимость, определяется самим контрактом.
Где читаем? Письмо ФАС России от 02.10.2025 № ГР/92628/25
6. Минфин России: при осуществлении закупки по ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ описание объекта закупки не предусмотрено
При закупках по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик указывает только одно наименование товара с ценой за единицу, сроком и местом поставки, используя каталог товаров, работ и услуг.
При этом формирование отдельного описания объекта закупки по ст. 33 Закона № 44-ФЗ не требуется, а её особенности к таким закупкам не применяются.
Где читаем? Письмо Минфина России от 19.09.2025 № 24-06-06/91154
7. Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам.
Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.
Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.
Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали
их решение:
на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
санкции – это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказано.
Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того,
на что рассчитывал при заключении сделок;
включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать
в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.
Где читаем? Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу № А40-257201/2024
8. Злоупотребление Законом № 46-ФЗ при заключении контрактов на строительный контроль.
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том,
что госконтракты, заключённые на основании распоряжений и протоколов правительств субъектов РФ и статьи 15 Закона № 46-ФЗ, с автономными некоммерческими организациями и другими организациями, как
с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ
по строительству объекта капитального строительства, в отсутствии признаков «срочности», «внезапности», недружественных действий иностранных государств и международных организаций, - подлежат признанию таких контрактов недействительными по искам прокуроров субъектов РФ
с применением последствий недействительности сделки.
Где читаем? Определение ВС РФ № 303-ЭС25-9097 по делу
№ А37-1931/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
1. Минпромторг инициировал расширение режима параллельного импорта на все виды товарных знаков без исключений
Минпромторг представил проект обновленного перечня товаров
для параллельного импорта. Главное изменение - для большинства позиций теперь будут указаны реестровые номера товарных знаков. Это решит проблему выпуска товаров с небуквенными обозначениями (например, изображениями), которые таможня сейчас не вправе пропускать.
Дата окончания общественного обсуждения 10.10.2025.
Где читаем? Проект приказа (ID 160675)
2. Правомерность указания конкретного материала в закупке
Арбитражный суд Волго-Вятского округа поддержал заказчика в споре с УФАС о закупке строительных материалов.
Поводом стало решение антимонопольной службы, признавшей нарушением указание в документации конкретного материала поставки
без допуска эквивалентов.
Суд отклонил претензии УФАС, указав, что:
материал был предусмотрен проектной документацией, прошедшей госэкспертизу;
УФАС не доказало искусственного ограничения конкуренции.
Решение подтверждает, что техническая необходимость может оправдывать указание конкретных материалов в закупках по 223-ФЗ, если это не создает необоснованных барьеров для участников.
Где читаем? Постановление арбитражного суда кассационной инстанции по делу № А43-7906/2024
3. Отклонение заявки в связи истечением срока реестровой записи российской промышленной продукции
Коллегия УФАС по Алтайскому краю рассмотрела жалобу поставщика на отклонение его заявки в запросе котировок на поставку кабеля. Заказчик отклонил заявку в связи с истечением срока действия реестровой записи российской промышленной продукции на момент рассмотрения заявок. Поставщик указывал что на момент подачи заявки запись была действующей, и документация не требовала её актуальности именно на дату рассмотрения.
УФАС признало жалобу необоснованной поддержав позицию заказчика и ссылаясь на разъяснения Минпромторга которые требуют актуальности реестровой записи на всех этапах закупки включая рассмотрение заявок
и исполнение контракта. Суд отметил, что продление срока действия записи не происходит автоматически, а требует процедуры подтверждения соответствия. Поскольку на момент подведения итогов запись была недействительной заказчик правомерно отклонил заявку за неподтверждение страны происхождения товара.
Где читаем? Решение Алтайского краевого УФАС России от 05.09.2025
по делу № 022/07/3-1069/2025
Земельно-имущественные торги
1. На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий право семей с детьми на получение бесплатного земельного участка
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) предлагается расширить перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно.
Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс РФ новым основанием для бесплатного получения земли в собственность. Право на участок могут получить граждане, состоящие в браке не менее 10 лет и имеющие одного и более детей. Участок должен быть обеспечен подъездными путями
и возможностью подключения к инженерным сетям, а предоставляться – в общую долевую собственность всех членов семьи. Субъектам РФ также предоставляется право предлагать таким семьям иные меры поддержки взамен земли.
Где читаем? Законопроект № 1024261-8
2. Предпринимательский риск в договоре аренды земли
Арбитражный суд отклонил кассационную жалобу предпринимателя
о пересмотре условий договора аренды земельного участка или расторжении договора, заключенного по результатам торгов. Суд подтвердил правомерность отказа в уменьшении арендной платы, указав, что агрометеорологические явления относятся к сфере предпринимательского риска и не являются основанием для изменения цены договора, установленной на торгах. Также суд признал правомерным взыскание задолженности по арендной плате и пеней. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.