В данной статье мы поговорим о том, как и в каких случаях комиссия Заказчика может отклонить участника закупки за предоставление недостоверных сведений и какими регламентирующими документами и нормами Закона № 44-ФЗ руководствоваться комиссии Заказчика при осуществлении таких действий.
Кроме того, будет проанализирована правоприменительная практика контролирующих органов по вопросу предоставления участниками закупки в составе заявки недостоверных сведений.
В конце статьи будут описаны последствия как для участников закупки предоставившие недостоверные сведения, так и для Заказчиков принявших соответствующие решения при рассмотрении таких заявок.
Какие сведения признаются недостоверными?
К сожалению, как и при каких обстоятельствах сведения признаются недостоверными Законом № 44-ФЗ не определено. Вместе с тем, под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.
Так, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Каким нормами закона № 44-ФЗ руководствоваться комиссии заказчика?
- Пункт 3 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ — при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
- Пункт 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ — при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
- Часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ — если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям статьи 31 Закона № 44-ФЗ, такой участник закупки подлежит отстранению от участия в закупке на любом этапе.
- Пункт 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ — заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если в ходе его исполнения будет выявлено, что при проведении закупки участник представил недостоверную информацию.
Этапы выявления недостоверных сведений
- Этап рассмотрения 1-х частей заявок — пункт 3 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ;
- Этап рассмотрения 2-х частей заявок — пункт 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ;
- Этап подведение итогов — часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ;
- Этап заключения контракта — часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ;
- Этап исполнения контракта — подпункт «б» пункта 1 части 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
В каких документах заявки могут быть недостоверные сведения?
На этапе рассмотрения 1-х частей заявок:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара (Форма-2)
- наименование страны происхождения товара
- предложение по критерию «характеристики объекта закупки»
На этапе рассмотрения 2-х частей заявок:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара (Форма-2)
- наименование страны происхождения товара
- предложение по критерию «квалификация участников закупки»
- дополнительное требование ПП РФ 2571
- национальный режим (ПП РФ 616, ПП РФ 617, ПП РФ 878, ПП РФ 1236)
- регистрационные удостоверения на мед. изделия
- лицензия
- единые требования, РНП (по части 31 Закона № 44-ФЗ)
На этапе подведения итогов:
На этапе заключения контракта:
- дополнительное требование ПП РФ 2571
- СРО, лицензия
- единые требования, РНП (по части 31 Закона № 44-ФЗ).
На этапе исполнения контракта:
- дополнительное требование ПП РФ 2571
- СРО, лицензия
- единые требования, РНП (по части 31 Закона № 44-ФЗ)
- характеристики поставляемого товара (Форма-2)
- регистрационные удостоверения на мед. изделия в отношении поставляемого товара
- национальный режим в отношении поставляемого товара (ПП РФ 616, ПП РФ 617, ПП РФ 878, ПП РФ 1236)
Например, если у исполнителя будет отозвана лицензия — исполнитель перестанет соответствовать требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ — заказчик будет обязан расторгнуть такой контракт в одностороннем порядке.
Как комиссия заказчика может проверить недостоверность сведений?
ПРИМЕР 1: Характеристики предлагаемого участником закупки товара (Форма-2)
Участник указал характеристики определенной модели оборудования. Комиссия сомневается в предоставленных сведениях исходя из информации, размещенной в сети Интернет или указанная участником закупки информация о товаре не совпадает или противоречит информации из реестра Минпромторг.
Что необходимо сделать?
- Направить запрос производителю товара либо официальному дистрибьютору производителя;
- Получить соответствующий ответ, в котором подтверждается факт недостоверных сведений;
- Отклонить участника по пунктам 3, 8 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.
ПРИМЕР 2: Критерий «квалификация участников закупки», показатель «Опыт»
Участником представлен договор № <...>, заказчиком по которому является ООО «А» (ИНН <...>) на сумму 2 000 000 000,00 рублей, вместе с тем данный договор имеет очевидные признаки недостоверности.
Что необходимо сделать?
- Направить запрос в ООО «А» для подтверждения исполненного договора;
- Направить запрос в орган выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае наличия такого разрешения);
- Проверить полномочия подписантов по договору на сайтах ФНС, Спарк;
- Направить запрос в ФНС о наличии взаиморасчетов между контрагентами по договору.
- Получить соответствующий ответ, в котором подтверждается факт недостоверных сведений;
- Отклонить участника по пунктам 3, 8 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.
Какая имеется позиция контролеров?
Согласно практики ФАС России информация, размещенная в сети Интернет, не носит официальный характер и не доказывает недостоверность сведений ввиду отсутствия ссылок на официальную документацию, предложенную к поставке товара.
Размещение соответствующей информации на сайте в сети Интернет не является обязательным, не предусмотрено нормативными правовыми актами.
Последствия для участников, предоставивших недостоверные сведения в составе заявки
Наличие недостоверных сведений в заявке на закупку влечет для ее участников следующие последствия:
- отстранение от участия в закупке
- отказ Заказчика от заключения контракта
- перечисление денежных средств участника в размере обеспечения заявки в соответствующий бюджет, если отклонение заявки является 3-им по счету в течение одного квартала
- включение в реестр недобросовестных поставщиком в случае одностороннего расторжения (в этом случае подрядчик, а также его руководители и учредители в течение 2 лет не смогут принимать участие в закупках, в которых установлен запрет на участие лиц, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков).
- проверка в правоохранительных органах по вопросу принятия мер уголовно-правового характера в отношении участника закупки (в случае наличия признаков состава уголовного преступления в части покушения на мошенничество и изготовления (использование) заведомо подложного документа)