НМЦД — это один из основных элементов документации корпоративных закупок, который регулируется п.5 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.
Рекомендация корпоративным заказчикам применять методики обоснования НМЦД по аналогии с Законом № 44-ФЗ по расчету НМЦК (начальной максимальной цены контракта) содержится в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017.
НМЦД — Начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определяется и обосновывается заказчиком посредством следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
В случае невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора вышеуказанных методов заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦД заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Метод сопоставимых рыночных цен
Цена формируется на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
- При применении метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров.
- При применении метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
- В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг.
- Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦД.
Идентичными признаются:
- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;
- работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Пример: предметы одежды, изготовленные из одинакового материала, по одному фасону, одинакового размера и цветовой гаммы.
Однородными признаются:
- товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;
- работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Пример: два лекарственных препарата, имеющие одно действующее вещество, одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, являющиеся взаимозаменяемыми, но выпускаемые различными производителями.
Важно отметить, что:
- В целях определения цены методом сопоставимых рыночных цен используется не менее 3 цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (исполнителями, подрядчиками).
- В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦД, необходимо определять коэффициент вариации.*
- Совокупность значений, используемых в расчете, при определении цены считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33 %.
* Коэффициент вариации – это величина, равная отношению стандартного отклонения случайной величины к ее математическому ожиданию.
Пример: в закупках авто, мебели, оборудования для определения НМЦД как правило используется метод сопоставимых рыночных цен, т.к данные группы товаров легко поддаются определению идентичности и однородности.
Нормативный метод
Нормативный метод заключается в расчете цены на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области о нормировании в сфере закупок в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
При определении цены нормативным методом используется информация о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенная в Единой информационной системе.
Нормативный метод может применяться для определения НМЦД (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Пример: приобретение дорогостоящих товаров, работ, услуг, закупка продукции на которую распространяются законодательные требования о нормировании.
Тарифный метод
Тарифный метод подлежит применению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.
Пример: при проведении конкурса, где заказчиком выступает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № Х". Предмет договора — "поставка тепловой энергии в горячей воде". На момент расчета тариф за 1 Гкал (без учета НДС) — 2 880,79 руб. Учреждение планирует закупить 731,9 Гкал. Сумма договора в этом случае составит: 731,9 Гкал х 2 880,79 руб. = 2 487 971,24 рублей.
Затратный метод
Затратный метод заключается в определении НМЦД, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Пример: изготовление оборудования и мебели на заказ, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, технологические работы, концертная и театральная деятельность. (когда невозможно использовать иные методы)
Проектно-сметный метод
Проектно-сметный метод заключается в определении НМЦД на:
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, строительных работ и специальных строительных работ
- проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
- текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений
Основанием для определения НМЦД проектно-сметным методом является проектная документация (включающая сметную стоимость работ).
Пример: смета на строительно-отделочные работы.