Порядок описания предмета закупки_большой (2).jpg
223-ФЗ

Порядок описания предмета закупки 31.03.2025, 19:07

Закупки товаров, работ и услуг для корпоративных нужд в России регулируются различными нормативно-правовыми актами. Одним из ключевых документов в этой области является Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Важной частью этого закона является порядок описания предмета закупки, который определяет, как именно должны быть сформулированы требования к закупаемым товарам и услугам. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты и рекомендации по этому процессу.


Правильное описание предмета закупки — это основа успешного проведения торгов и достижения целей закупки. Оно должно быть четким, понятным и не допускать двусмысленностей. Неправильное или неясное описание может привести к:

  1. Снижению конкуренции — если требования слишком узкие, это может исключить многих потенциальных поставщиков.
  2. Увеличению рисков — нечеткие формулировки могут привести к недопониманию и, как следствие, к ненадлежащему исполнению договора.
  3. Юридическим спорам — неясные условия могут стать причиной разногласий между заказчиком и исполнителем.


Основные требования к описанию предмета закупки


1. Четкость и конкретность

Описание должно быть максимально конкретным и четким. Например, вместо общего термина "оборудование" следует подробные технические характеристики и функциональные возможности.

2. Соответствие законодательству

Все требования должны соответствовать действующим нормативным актам, включая технические регламенты и стандарты. Это обеспечит законность и обоснованность закупки.

3. Избежание дискриминации

Запрещается устанавливать условия, которые могут ограничивать доступ к участию в закупке. Например, нельзя указывать только определенные товарные знаки или производителей, если существуют аналоги.

4. Указание требований к качеству

Необходимо четко указать требования к качеству товара или услуги. Это может включать стандарты, сертификаты, а также условия эксплуатации.

5. Условия поставки

Следует описать условия поставки, включая сроки, место доставки и другие логистические аспекты. Это поможет избежать недоразумений на этапе исполнения договора.


При описании предмета закупки согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ, в документации важно указать все необходимые характеристики, чтобы участники могли точно понять, что требуется заказчику.

Одним из важнейших принципов закупочной деятельности является недопустимость ограничения конкуренции в соответствии 135-ФЗ "О защите конкуренции" и часть 3 статья 7.30.4 КоАП РФ Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.


В соответствии с правилами, в описание должно входить четкое указание функциональных (потребительских), технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара, работы или услуги.

Если в описании упоминается конкретный товарный знак, необходимо добавлять формулировку «(или эквивалент)», чтобы обеспечить конкуренцию.


Согласно практике ФАС России, указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. В связи с чем объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало несколько производителей, при этом товар отвечал требованиям извещения об осуществлении закупки, иное не будет отвечать совокупности требований 223-ФЗ.

Однако есть ряд исключений, когда необходимо установить конкретные параметры:

  • невозможно точно описать характеристики другим способом.
  • товар должен быть совместим с уже используемым оборудованием заказчика.
  • при закупке запасных частей или расходных материалов для существующих машин или оборудования.
  • для исполнения государственных или муниципальных контрактов.
  • если международные договоры или специфические соглашения требуют указания конкретных брендов.
  • если договор заключается с единственным поставщиком.

 

Заказчик обязан четко обозначить все требования к закупаемым товарам, работам или услугам в извещении и документации о закупке. Все установленные требования должны применяться одинаково ко всем участникам закупки.

 

Типовым положением о закупке, утвержденным Комитетом по конкурентной политике Московской области предусмотрено заключение офсетных договоров. Согласно пункту 10.3 Типового положения о закупке, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается договор со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий создание, модернизацию, освоение производства на территории Московской области товара и (или) создание, реконструкцию имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания услуги (выполнения работы), на территории Московской области, Заказчиком устанавливаются дополнительные требования к закупаемым товарам (работам, услугам), а именно:

  • О соответствии товара, производство которого создано, модернизировано, освоено, критериям и требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для его отнесения к товару российского происхождения.
  • Об оказании услуги (выполнении работы) на территории Московской области с использованием товара, который соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 

При закупке неконкурентным способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), согласно положениям ч. 3.2 ст. 3 Закона 223-ФЗ, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности.

 

Рекомендации по составлению описания:

  1. Используйте стандартные формулировки — это поможет избежать неоднозначности и упростит понимание условий.
  2. Проводите предварительный анализ рынка — изучите предложения на рынке для формирования адекватных требований.
  3. Привлекайте специалистов — если речь идет о сложных технических характеристиках, стоит проконсультироваться с экспертами в данной области.
  4. Проверяйте на наличие ошибок — перед публикацией документа убедитесь в отсутствии опечаток и грамматических ошибок.

 

Правильное описание предмета закупки по 223-ФЗ — это залог успешной реализации закупочных процедур. Четкость, конкретность и соответствие законодательству помогут обеспечить высокую конкуренцию среди поставщиков и минимизировать риски для заказчика. Следуя приведенным рекомендациям, организации смогут оптимизировать процесс закупок и достичь своих целей более эффективно.


Закупки по 223-ФЗ доступны на нашем Портале!

Перейти
Поделиться:
1247
10

Читать ещё

Порядок заключения договоровQ.png
Порядок заключения договоров по 223-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон 223-ФЗ) порядок заключения договоров регламентируется разделом 63 Типового положения о закупке Московской области (далее – Положение о закупке), утвержденного Распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 16.08.2024 № 31-01-10-41/24 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке», и документацией о конкурентной закупке (далее – Докум

223-ФЗ
30.09.2024, 10:32    10 мин. читать 7798    25
Можно ли использовать материнский капитал для участия в торгах_.png
Недостоверные сведения при рассмотрении заявок участников закупки по закону № 44-ФЗ

В данной статье мы поговорим о том, как и в каких случаях комиссия Заказчика может отклонить участника закупки за предоставление недостоверных сведений и какими регламентирующими документами и нормами Закона № 44-ФЗ руководствоваться комиссии Заказчика при осуществлении таких действий.Кроме того, будет проанализирована правоприменительная практика контролирующих органов по вопросу предоставления участниками закупки в составе заявки недостоверных сведений.В конце статьи будут описаны последствия

44-ФЗ
01.07.2024, 09:24    17 мин. читать 7139    30
КОЗ.png
Классификатор объектов закупок для обеспечения государственных нужд Московской области и муниципальных нужд (КОЗ 2.0)

Классификатор объектов закупок для обеспечения государственных нужд Московской области и муниципальных нужд (КОЗ 2.0) — эффективный инструмент, позволяющий заказчику сэкономить время и снизить количество ошибок при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, р

44-ФЗ
223-ФЗ
О нас
04.05.2024, 13:47    14 мин. читать 4585    46
Методы определния-2.jpg
Методы определения начальной (максимальной) цены договора

НМЦД — это один из основных элементов документации корпоративных закупок, который регулируется п.5 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.Рекомендация корпоративным заказчикам применять методики обоснования НМЦД по аналогии с Законом № 44-ФЗ по расчету НМЦК (начальной максимальной цены контракта) содержится в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017. НМЦД — Начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определяется

223-ФЗ
31.07.2024, 19:25    10 мин. читать 4243    23