Заказчики, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон-223), при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться нормами Закона-223, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Меры реализации Закона-223 в Московской области
В Московской области закупочная деятельность корпоративных заказчиков регулируется, в частности, постановлением Правительства Московской области от 19.08.2024 № 666/31 «О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Московской области» (далее – Постановление № 666/31).
Нормы Постановления № 666/31 распространяются на следующих заказчиков Московской области:
- государственные унитарные предприятия;
- государственные бюджетные учреждения;
- субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность на территории Московской области;
- государственные автономные учреждения;
- юридические лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности составляет более 50 процентов,
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов.
Стоит отметить, что Постановление № 666/31 регулирует взаимодействие заказчиков, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся заказчики (далее – Курирующее ведомство), а также содержит рекомендации корпоративным заказчикам в части порядка осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом-223. К таким рекомендациям относятся:
- осуществление планирования и закупок средствами государственной информационной системы Московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области» (далее – ГИС МО «ЕАСУЗ»);
- обеспечение осуществления обмена электронными документами в ходе исполнения договоров с использованием подсистемы «Портал исполнения контрактов ЕАСУЗ» (далее – «ПИК ЕАСУЗ») в соответствии с Регламентом функционирования и информационного взаимодействия участников «ПИК ЕАСУЗ»;
- формирование комиссии по осуществлению закупок с начальной максимальной ценой договора от 5 миллионов рублей;
- сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора со дня подписания документа о приемке.
Важно подчеркнуть, что на этапе планирования закупки по перечисленным ниже категориям заказчику необходимо получить согласование Курирующего ведомства и Комитета по конкурентной политике Московской области:
- автотранспорт;
- услуги автотранспорта и специализированной техники;
- мебель;
- организация досуга;
- сувенирная продукция;
- услуги охраны объектов, включая установку технических средств и видеонаблюдения, находящихся в собственности Московской области.
Кроме того, в ГИС МО «ЕАСУЗ» реализован функционал согласования планов закупки, изменений, предполагаемых к внесению в планы закупки, позиций плана закупки, закупок и дополнительных соглашений курирующими ведомствами в соответствии с нормами Закона-223 с подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
Муниципальным заказчикам, а также хозяйствующим обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, при осуществлении закупочной деятельности в соответствии с Законом-223 рекомендовано применять нормы Постановления № 666/31 и Типового положения о закупке (далее – Положение).
Типовое положение о закупке: особенности корпоративных закупок в Московской области
Положение о закупке устанавливает порядок осуществления закупочных процедур, как конкурентных, так и неконкурентных, а также их особенности.
Так, в Московской области к основным особенностям при осуществлении закупочной деятельности в соответствии с Законом-223 относятся:
- возможность проведения закупки в форме тендера в электронной форме. Осуществление закупки данным способом позволяет сократить срок проведения процедуры с 37 дней до 18 дней, тем самым общий срок, от момента публикации закупки до заключения договора, сокращается на 19 дней;
- дополнительный способ закупки у единственного поставщика посредством подсистемы «Электронный магазин» ГИС МО «ЕАСУЗ» (далее – «Электронный магазин»). В рамках поддержки СМСП была реализована возможность размещения закупок в «Электронном магазине» с преимуществом для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также для удобства корпоративных заказчиков в ГИС МО «ЕАСУЗ» реализована возможность автоматической генерации закупочной документации (в том числе и для неконкурентных закупок), которая учитывает актуальные изменения действующего законодательства.