национальный-режим-в-закупках-маленький.png
223-ФЗ

Национальный режим в корпоративных закупках 31.01.2025, 09:51

С 1 января 2025 года вступили в силу значительные изменения в процедурах закупок, осуществляемых в соответствии с федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ), которые были установлены федеральным законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон 318-ФЗ).


Основное внимание в Законе 318-ФЗ уделяется унификации национального режима в закупках, осуществляемых в соответствии с Законом 223-ФЗ и федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что означает введение единых правил для обоих законов. Приоритет отдан российским производителям и поддержке отечественной экономики. Эти нововведения направлены на упрощение закупочного процесса и усиление контроля за участием иностранных товаров.

Корпоративным заказчикам с 1 января 2025 года необходимо осуществлять закупки по единым правилам национального режима. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» утратило силу. Из законодательства исключён действующий механизм приоритета товаров российского происхождения и введён новый (ст. 3.1–4. Закона № 223-ФЗ в ред. Закона 318-ФЗ).


При осуществлении закупок в соответствии с Законом 223-ФЗ действуют три меры:

  • запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора;
  • ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в конкурентной закупке есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. При исполнении договора на поставку отечественной продукции заменять ее импортной нельзя;
  • преимущество в отношении товаров российского происхождения(в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Ценовое предложение участника с российской продукцией необходимо будет снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключат по предложенной таким участником цене. При исполнении договора на поставку российского товара заменять его можно только отечественным.


Принятие Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4, (запрет, ограничение закупки иностранных товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), предоставление преимущества российским ТРУ) допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима ТРУ происходящему из иностранного государства (ч. 3 ст. 3.1-4 Закона 223-ФЗ):

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года
  • Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.


С целью соблюдения требований Закона 318-ФЗ, 21.11.2024 Комитетом по конкурентной политике Московской области, как органом уполномоченным на утверждение Типового положения о закупке товаров, работ, услуг (далее – Типовое положение), внесены соответствующие изменения в Типовое положение (в редакции распоряжения Комитета по конкурентной политике Московской области от 21.11.2024 № 31-01-10-58/24):

  • предусмотрены исключения из правила о предоставлении национального режима, которые могут быть установлены Правительством Российской Федерации (запрет, ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг, преимущество российским товарам, работам, услугам) а также порядок их применения согласно статье 3.1-4 Закона 223-ФЗ;
  • предусмотрено, что при проведении закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства Заказчик вправе требовать подтверждения страны происхождения товара в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 12 ч.1 9.1 ст. 3.4. Закона 223-ФЗ);
  • предусмотрено, что информация о запрете или ограничении закупок иностранных товаров, работ, услуг, о предоставлении преимуществ российским товарам, работам, услугам, должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч.9 ст. 4 Закона 223-ФЗ)


Еще одним из немаловажных изменений стало введение понятия об объеме российских товаров, работ и услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, который необходимо будет размещать по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе. При этом требования к форме и содержанию такого отчета, порядок формирования и размещения отчета в единой информационной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.


Все изменения, внесённые в Закон 223-ФЗ в части применения национального режима при осуществлении корпоративных закупок, направлены на упрощение процедур и усиление поддержки российских производителей. Для бизнеса это открывает новые возможности для участия в закупках с преимуществом, а для заказчиков — унификацию и обеспечение стабильного правового регулирования закупочных процедур, осуществляемых в соответствии с Законом 223-ФЗ.


В рамках унификации национального режима Правительством РФ принято Постановление от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1875), детализирующее правила национального режима.


Также в одной закупке можно одновременно устанавливать запрет, ограничение и преимущество: в одном лоте допускается закупка товаров (работ, услуг) – как указанных в перечнях Постановление № 1875, регулирующих основания для запретов и ограничений, так и не включенных в них. 



В случае, если закупки товаров, работ, услуг, необходимы:

  • для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе";
  • для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • для реализации проекта технологического суверенитета

Национальный режим применяется независимо от организационно-правовой формы заказчика.

Закупки по 223-ФЗ доступны на нашем Портале!

Перейти
Поделиться:
715
9

Читать ещё

Порядок заключения договоровQ.png
Порядок заключения договоров по 223-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон 223-ФЗ) порядок заключения договоров регламентируется разделом 63 Типового положения о закупке Московской области (далее – Положение о закупке), утвержденного Распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 16.08.2024 № 31-01-10-41/24 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке», и документацией о конкурентной закупке (далее – Докум

223-ФЗ
30.09.2024, 10:32    10 мин. читать 7799    25
Можно ли использовать материнский капитал для участия в торгах_.png
Недостоверные сведения при рассмотрении заявок участников закупки по закону № 44-ФЗ

В данной статье мы поговорим о том, как и в каких случаях комиссия Заказчика может отклонить участника закупки за предоставление недостоверных сведений и какими регламентирующими документами и нормами Закона № 44-ФЗ руководствоваться комиссии Заказчика при осуществлении таких действий.Кроме того, будет проанализирована правоприменительная практика контролирующих органов по вопросу предоставления участниками закупки в составе заявки недостоверных сведений.В конце статьи будут описаны последствия

44-ФЗ
01.07.2024, 09:24    17 мин. читать 7139    30
КОЗ.png
Классификатор объектов закупок для обеспечения государственных нужд Московской области и муниципальных нужд (КОЗ 2.0)

Классификатор объектов закупок для обеспечения государственных нужд Московской области и муниципальных нужд (КОЗ 2.0) — эффективный инструмент, позволяющий заказчику сэкономить время и снизить количество ошибок при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, р

44-ФЗ
223-ФЗ
О нас
04.05.2024, 13:47    14 мин. читать 4585    46
Методы определния-2.jpg
Методы определения начальной (максимальной) цены договора

НМЦД — это один из основных элементов документации корпоративных закупок, который регулируется п.5 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.Рекомендация корпоративным заказчикам применять методики обоснования НМЦД по аналогии с Законом № 44-ФЗ по расчету НМЦК (начальной максимальной цены контракта) содержится в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017. НМЦД — Начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определяется

223-ФЗ
31.07.2024, 19:25    10 мин. читать 4243    23