В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке заказчик указывает требования к участникам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников.
Критерии оценки должны в обязательном порядке соотноситься с принципами Закона № 223-ФЗ. Порядок сопоставления и оценки заявок должен быть доступен для ознакомления, не допускать двойственных толкований, носить измеримый характер и применяться равным образом ко всем участникам закупки.
При этом положения Закона № 223-ФЗ не содержат условий, которыми должен руководствоваться заказчик при установлении требований и критериев оценки.
Таким образом заказчик должен предусмотреть устанавливаемые требования и критерии оценки в Положении о закупке.
Условия установки требований и критериев оценки заявок
Одним из важных условий, связанных с установлением требований и критериев оценки, наравне с тем, что они не должны противоречить Положению о закупке заказчика, является их сопоставление с предметом закупки. Если сопоставление отсутствует, то критерий может быть признан ненадлежащим, поскольку его применение не ведет к выбору наиболее квалифицированного исполнителя по договору.
Например:
Заказчик закупает услуги аудита и оценивает радиус удаленности офисного помещения участника закупки от офиса заказчика. В этом случае критерий является необоснованным, поскольку по договору исполнитель обеспечивает ведение финансовой проверки организации, следовательно, оказание данных услуг никак не зависит от расстояния до офиса участника.
Также стоит отметить, что одним из основных принципов установления критериев оценки заявок является соблюдение пропорциональности при оценке заявок.
Так, в целях оценки заявок заказчиком может быть установлена формула расчета количества присуждаемых баллов или шкала величин значимости. При этом установленный порядок оценки должен быть пропорциональным по отношению к количеству присваиваемых баллов и сведениям, предоставляемым участником.
Например:
Заказчиком установлена шкала оценки по критерию «Квалификация участника конкурса, в том числе опыт поставки товара, связанный с предметом договора». Объект оценки – от 11 до 24 исполненных договоров, за которые присуждается 70 баллов. В этом случае нет пропорциональности, поскольку за разное количество исполненных договоров участникам будет присвоено одинаковое количество баллов.
Виды критериев оценки
Критерии оценки подразделяются на два основных вида:
- стоимостные;
Например: цена договора, расходы на эксплуатацию и ремонт;
- не стоимостные;
Например: характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.
В Типовом положении о закупке Московской области закреплены следующие критерии оценки заявок:
Стоимостные критерии:
- цена договора;
- расходы на эксплуатацию и ремонт;
Не стоимостные критерии:
- функциональные характеристики, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики;
- квалификация участников закупки, в том числе опыт, связанный с предметом договора;
- деловая репутация участника;
- обеспеченность кадровыми ресурсами;
- наличие финансовых ресурсов;
- наличие оборудования и других материальных ресурсов;
- срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- сроки предоставляемых гарантий качества.
Стоить отметить, что применение критериев оценки и сопоставления заявок при проведении закупок в Московской области возможно только двумя способами – «Конкурс» и «Запрос предложений».
Сопоставление оценки заявок
Процесс сопоставления оценки заявок должен быть проведен справедливо и прозрачно. Для этого необходимо:
- Определить весовые коэффициенты – каждому критерию оценки необходимо присвоить вес, отражающий его значимость для заказчика. Например: по нормам Типового положения МО стоимостные критерии не могут быть более 50% при закупке товаров и работ и не более 60% при закупке услуг.
- Определить механизмы оценки – заказчик должен заранее предусмотреть методику, по которой будут оцениваться предложения. Это может быть балльная система или формула.
- Создать комиссию по оценке. Формирование экспертной комиссии, которая будет заниматься анализом заявок и принимать решение на основе установленных критериев.
Критерии оценки и сопоставления заявок являются одним из основных инструментов, с помощью которого заказчик выбирает наиболее соответствующее предложение. Грамотная организация этого процесса позволяет гарантировать эффективность закупок, соответствие установленным требованиям и максимальную выгоду для заказчика.
Важно, чтобы все участники закупочного процесса понимали, какие критерии будут использоваться, что обеспечивает честную конкуренцию и доверие к процедуре закупок.