Совместная закупка — это механизм, позволяющий нескольким заказчикам объединять свои усилия для приобретения товаров, работ или услуг. Это позволяет снизить затраты, оптимизировать процессы и улучшить качество закупаемых ресурсов.
При этом стоит отметить, что Федеральным законом от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отдельной статьей не регламентируются. Возможность осуществления таких закупок должна быть предусмотрена Положением о закупке заказчика.
Совместные закупки могут осуществляться путем проведения совместного конкурса или аукциона. Совместные конкурсы или аукционы проводятся при осуществлении двумя и более Заказчиками закупки одних и тех же товаров (работ, услуг). Это обеспечивает более конкурентную среду и может привести к снижению цен.
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных закупок определяются соглашением сторон, которое должно быть заключено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Это соглашение служит основой для дальнейшего взаимодействия между заказчиками. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает один из Заказчиков в пределах полномочий на организацию и проведение совместного конкурса или аукциона, переданных сторонами на основании заключенного соглашения.
Этапы проведения совместной закупки
Проведение совместной закупки можно разделить на следующие этапы:
1. Формирование и подписание соглашения сторон
- Информация о сторонах: полные наименования и реквизиты всех участников;
- Предмет закупки: описание товаров, работ или услуг, которые будут приобретены, а также предполагаемый объем закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или аукцион;
- Условия поставок: место, сроки и условия выполнения обязательств по каждому заказчику;
- Цены договоров: начальные (максимальные) цены на товары, работы или услуги для каждого заказчика и обоснование этих цен соответствующим заказчиком.
- Права и обязанности сторон: четкое распределение ответственности между заказчиками.
- Информация об организаторе: заказчик, который будет выступать организатором совместного конкурса или аукциона, должен быть указан с перечнем переданных полномочий.
- Комиссия по закупке: порядок формирования комиссии, ее состав и регламент работы.
- Разработка документации: порядок и сроки разработки извещения об осуществлении совместного конкурса или аукциона, документации о совместном конкурсе или аукционе, а также порядок и сроки утверждения документации о совместном конкурсе или аукционе.
- Примерные сроки проведения: указание ориентировочных сроков для всех этапов закупки.
- Оплата расходов: порядок распределения расходов на организацию и проведение закупки.
- Срок действия соглашения: условия, на которых соглашение будет действовать.
- Урегулирование споров: процедура разрешения возможных разногласий между сторонами.
- Дополнительная информация: любая другая информация, необходимая для эффективного проведения совместной закупки, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместного конкурса или аукциона
2. Утверждение состава комиссии
Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, которая будет заниматься проведением конкурентной закупки. В комиссию включаются представители всех сторон пропорционально объему закупки каждого заказчика, если иное не предусмотрено соглашением.
3. Проведение совместного конкурса или аукциона
3.1. Организация процесса осуществления совместной закупки
Организатор совместного конкурса или аукциона отвечает за разработку извещения о проведении закупки и документации, а также за их утверждение. Важно обеспечить прозрачность и доступность информации для всех потенциальных участников.
3.2. Заключение договора
После определения победителя совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает договор с победителем отдельно. Это позволяет учитывать индивидуальные потребности и условия каждого заказчика.
3.3. Распределение расходов
Все стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены договора каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен договоров. Это обеспечивает справедливое распределение затрат между участниками.
Совместная закупка — это эффективный инструмент для оптимизации расходов и повышения качества приобретаемых товаров и услуг. Правильное оформление соглашения между заказчиками и четкое соблюдение установленного порядка проведения закупок позволяют минимизировать риски и достичь взаимовыгодных условий сотрудничества. В условиях современного рынка такая практика становится все более актуальной, способствуя развитию конкурентной среды и повышению эффективности государственных и коммерческих закупок.